Oslo. November

Несколько фото этой недели, фото ноября. Самого мрачного месяца в Скандинавии. Почему то нет ни давящей депрессивной тоски, о которой говорят все вокруг, ни грусти, ни желания улететь вместе с гусями в теплые края. Да они уже давно улетели. В августе.

Солнце днем. Золотая осень. Кто говорит, что Осло северный город? В Чернигове снег, в Харькове мороз, в Волгограде минус пять. А мы идем по парку, разгребая золотую листву, пальто нараспашку. Ловим не по ноябрьски щедрое солнце.

20181118_142745

А уже в пять наступает ночь. Время сказок. Хочется читать фэнтази. Или даже писать.

Идем мимо водопадов, бывших фабрик — все, что осталось от короткой норвежской индустриализации.

20181117_175833

Три дня назад мы шли здесь с моими скандинавскими коллегами. Возвращались из ресторана и смотрели на водопад. Водопад вполне стоит крюка в пять минут. Ни в Стокгольме, ни в Хельсинки нет водопадов. Воды так много, что мы не слышим друг друга. Ну, почти.

— Нонна, что здесь было?

Я перечисляю, путаясь в английских словах:

— Парусиновая фабрика, мыльная фабрика, мастерские… Factories…

Мы больше не слышим друг друга совсем, и поднимаемся к вершине, убегаем от мелкой водной пыли. Смотрим на желтый от электрического света поток воды.

Потом всю неделю снятся водопады — говорят, к тому, что самое заветное желание сбудется.

Золото листьев под ногами, серебро реки, вырывающейся из берегов. Так, наверное, и выглядят пещеры с сокровищами — в темноте.

Уже давно закрылись фабрики, индустриализация свернулась, так и не успев начаться. Теперь справа пишут сценарии, слева — художественный университет, а там, наверху, переделали фабричные лофты под квартиры и продавали за милллион долларов, еще лет десять назад.

И в этом ноябрьском мороке у тебя не идут из головы мальчик и девочка из «Волчьей норы». Оскар Бротен, он жил лет сто назад, писал о людях, которые работали на этих фабриках. Как сериал. Люди живут, работают, влюбляются, напиваются, поколачивают друг дружку, ходят в школу — в ту самую, в которая ходила моя дочь — появляются новые дети… у реки. В огромном доме, прозванном «Волчьей норой». Йонни протягивает руку Матильде, когда им исполняется шестнадцать или около того:

— …и мы будем вместе. И денег у нас будет много, как травы.

Вот так и гуляют с тобой по реке, Йонни и Матильда, с деньгами как с травой. С золотом листьев и серебром реки.

Удивительный ноябрь. Ни горечи, ни грусти. Только звонкая пустота в легких. Заполнящихся ноябрьским влажным воздухом. Покой и воля с запахом джунглей на самом севере, запахом прелых листьев.

Может быть, это и есть счастье? перемешаться со всеми этими запахами, водной пылью, призраками Йонни, Матильды и красным кирпичом фабрик? Разгребать золотые листья и смотреть, как они растворяются в серебре реки? Где оно, наше счастье, в ноябрьском мороке?

20181117_163210

Oslo. November: 62 комментария

  1. Забавно, что в стране, которая севернее Москвы, сравнительно теплые погоды, в то время, как у нас у же пару раз пытался снег выпасть, да и температура ниже нуля. 🙂

    Нравится 2 людей

      1. В целом да. Но на западе здесь круглый год около +10, дождь и ветер. В Швеции уже более континентальный климат, у них зимой холоднее. А здесь вот так и называется «котёл Осло», со всех сторон закрыт горами и Гольфстрим опять же))

        Нравится 2 людей

      2. Практически. 🙂
        Хотя, когда в Москве как-то с неделю стояли морозы под -40, а летом тоже где-то около недели была жарища в районе +40, то мне было как-то не очень комфортно. 🙂

        Нравится 1 человек

      3. Вот я надеюсь, в этом году снег выпадает в положенное для нас время, т.е. хотя бы в декабре. Как то уже надоели грязевики на Новый год под домом ((

        Нравится 2 людей

      4. Тогда удачи вам с погодой!
        Я когда то давно была в подмосковном санатории зимой — вот это была и правда зимняя сказка

        Нравится

      5. Да вроде обещают, что в конце ноября выпадет. Что совершенно не означает того, что на Новый год не будет идти дождь. 😀

        Нравится 3 людей

      6. Ну дождь на новый год ето классика))
        Особенно в Волгограде. Идешь 31-го вечером праздновать, +5, ветер, дождь. На следующий день возвращаешься домой, -10, ветер, весь город — огромный каток…

        Нравится 1 человек

      7. Да в Москве в последние годы такая же фигня творится. Правда, меня в Москве не было в минувший НГ, но в предыдущие годы погода на праздники не радовала снегом.

        Нравится 1 человек

  2. Красивые фото! Я увидела не прогулку, а размышления о том, что аже странно как все умиротворенно и хочется полетать над этими красивыми видами, посмотреть, прислушаться к себе и понять — что же на самом деле составляет жизнь. Да иногда хочется полетать. Подняться над обычными событиями и заглянуть в себя.

    Нравится 2 людей

    1. Насчет размышлений и полетов не знаю, но вот желание слиться со всей этой природой, индустриальной и неиндустриальной, было. И подумалось на самом деле, что смерть не так страшна, ты всего лишь становишься этими листьями, этой травой, этими запахами.
      Спасибо, Ольга- я думала о вас, когда выкладывала здесь 😊

      Нравится 2 людей

      1. У вас получается уже цикл по месяцам: октябрь,ноябрь… Насчет думания обо мне заинтриговали, Нонна. Это очень личное? Или можно узнать — о чем думали?
        А насчет смерти почему-то настораживает. Когда мы с дочерью решили протестироваться на наличие депрессии там был вопрос — а не думали ли вы о смерти. А если думали, то не хотите ли этого. такой жесткий тест. Я честно говоря ответила, что не думала. А дочь так буднично сказала, что думала, но пока не собирается умирать.
        И меня это ужасно перевернуло.
        И ваши слова сейчас тоже. Наверно, я опасаюсь таких мыслей.
        Особенно этой осенью. Не хватает оптимизма и воодушевления как будто что-то ушло. Безумно хочется снега и белого цвета как начала с чистого листа.
        получилось тоскливо, не хотела так, но, видимо, этого не удержишь, поэтому пусть так.

        Нравится 2 людей

      2. О вас — тут все очень просто. Мне кажется, вам нравится читать такие вещи, вот и думала. Писатель думал про читателя, так и должно наверное быть?))
        Про смерть… есть такая потрясающая книга «Человек перед лицом смерти». Я ее читала, когда мне было чуть больше 20. Мама тогда все подряд у меня покупала. А я открыла эту книжку и увязла. Там на 600 страницах рассказывают историю, как европейское общество, со древних времен и до наших дней относилось к смерти. В двух словах, memento mori. И тогда жить легче становится на самом деле. Я считаю, это нормальные мысли и не надо от них прятаться. Ну, и как Булгаков сказал, «Человек не просто смертен. Он внезапно смертен».
        У меня был пост о смерти и старости прошлой зимой, memento mori, видели?
        А что тоска… тоже нормально. Я вообще считаю, что этот позитивистский пресс ни к чему хорошему не ведет. Хочется тосковать — тоскуй! И натоскуйся всласть😊

        Нравится 2 людей

      3. Удивительно ,как часто взрслые не помнят своего отношения к смерти в детстве.особенно тема личной смерти Для многих детей ,это вовсе не травмирующая и не такая уж пугающая тема.
        Взрслые в современном обществе — вот кто ее боится, перенося свой страх на восприятие детьми подросткового возраста. Нона,ниже приводит пример прекрасной книги.Отношение в Европе менялось,с течением времени,и не скажу что менялсь в правильную сторону. И тут много социальных,релегиозных вопросов,и вопросов личной ответственности. Корни и связи истреблялись из жизни и из памятилюдей.

        Нравится 2 людей

      4. У меня тут был где то комментарий «смерть — это и есть жизнь». Две стороны, смерть и жизнь.
        А книга сильная. Вы тоже читали?

        Нравится 1 человек

      5. Я ее читала в 20+, меня очень впечатлило. И как говорится, «теперь и помирать не страшно». Да, подросткам это очень интересно.

        Нравится

    1. Спасибо, дорогая!
      Я боюсь, что красота в глазах смотрящего)))
      Но есть кто то, кто разделяет мое мнение.
      Вот сейчас еду в автобусе, смотрю в окно: какое же все таки волшебное предрассветное небо. Нежных лавандово- розовых цветов.
      Я думаю, это взаимная любовь: город (и район, район конечно самое главное) принял меня, а я — его❤
      Даже тэг есть, к слову
      #oslove ❤️

      Нравится 2 людей

      1. Спасибо, буду стараться. Как только в волну с городом попаду))) это же тоже такой акт любви))
        И отлично — тэг придуман! Потому что тэг- это уже полдела))

        Нравится 1 человек

  3. Еще один плюсик в копилку синхронности)
    .Для меня период перехода осени в зиму несколько лет был жутко стрессовым.Стрессовым настолько ,что я впадала в панику т одной мысли,что его нужно пережить.С опаской ожидала такого же цунами в этом году,всех предупредила о том что исчезну на время.
    Но,о чудо, осень прекрасна,длинное и волшебное бабье лето,потрясающая золотая осень.
    Ушки чутко прислушивались ко всем внутренним шорохам,но…ни какого ужаса) ни какойй тоски и депрессии,Действительно удивительный ноябрь)

    Нравится 1 человек

      1. там девочка в статье пр возраст спашивала о фб,у меня там тоже есть страничка,хотя и редко посещаемая .Если удобно,скиньте мне адрес вашей на почту

        Нравится 1 человек

      1. Всегда пожалуйста, дорогая Нонна. Кстати, если посмотришь мою страницу About, узнаешь, как попало в метрику такое странное имя. Виноват Лев Толстой.

        Нравится 1 человек

      2. Прекрасная история!
        Но времена не сильно изменились.
        Моя подруга 20 лет назад родила девочку. Пошла ее регистрировать в городе Москва.
        — Называем Вера Донна.
        — Мамаша, прекратите баловаться. Вера!
        И положили документы на стол.
        А дочка сейчас получила новые документы и назвала себя…. Да, Вера Донна!

        Нравится 1 человек

Оставьте комментарий