The Lobster

Фильм Лобстер.
Режиссёр Yorgos Lanthimos, 2015 год.

Уж как я ленюсь смотреть фильмы, но Лобстер зашёл ко мне уже два раза с разных сторон — похоже, надо смотреть. Да и самое время для того. Над Осло было то самое жаркое марево, которое говорит — завтра будет дождь. Сил — не встать, и даже не дойти до пляжа. Только лежать в кровати и смотреть фильмы, поглаживая кота — он совсем исстрадался в жаре и без внимания.

О чем фильм? Бред полный, конечно. Антиутопия. Еще говорят, дистопия, но мне слово
“антиутопия” больше нравится.

Мужчина, 40 лет, расходится с женой. Общество, в котором они живут, по сути запрещает людям быть одному. Только парой.

Узнаете? Я очень. Добропорядочные женщины с шипением кинут ей вслед “Разведенка! Что-то с ней не так!”, одновременно не понимая, почему она выглядит лет на десять моложе и ничуть не плачет от тоски.

Одиночку в фильме помещают в закрытый «отель» строгого режима. Не считаясь ни с чувствами, ни с логикой. «У меня шесть дней назад умерла жена, — рассказывает новый друг нашего героя. — Я надеюсь, я скоро найду себе новую». В течение 45 дней одиночка должен найти себе пару. Если нет — его превращают в животное. Единственная привилегия — животное можно выбрать самому. Наш герой выбирает лобстера. Он живет 100 лет, до самой смерти фертилен, у него голубая кровь, и наш герой любит океан.

Казалось бы — раз вопрос жизни и смерти, хватай любого и начинай с ним жить. Стерпится-слюбится.

Но игра должна быть доведена до абсурда. Партнёры должны быть похожи. Одинаковые дети и играют одинаково, как говорят у нас в Норвегии. У нее течет кровь из носа. У него тоже течет кровь из носа. Или не течет, он просто расковыривает нос два раза в день.

Наш герой не находит пару, не становится лобстером, а сбегает в лес к вроде бы вольным одиночкам. А там — зеркальная картина. Жить только одному, а за спаривание — ну, практически, расстрел.

Пожалуй, здесь я сделаю остановку. Суть понятна, но весь сюжет ни к чему. Чтобы осталось что то, ради чего потом смотреть фильм.

А фильм лезет в такие глубины, в такие слои, что каждый увидит свое. Мерзкий в своей абсурдности, но также затягивает, как жёсткое порно. Не оторваться от тёмных сторон, наблюдая, до чего может дойти человек.

В этом фильме авторы вытащили на поверхность все. Любовь, секс, общество, тоталитаризм, неформальные структуры, иерархии, повстанческие формирования, партизанскую войну, степень вмешательства государства в отношения мужчины и женщины (мужчины и мужчины — слава богу, там хоть это разрешено). Добропорядочность и протест, которые, как параллельные прямые, в конце концов пересекаются, превращаются в точку с негативным знаком, и одно не отличить от другого.

Авторы приходятся по всем стереотипам.

На одном полюсе доводят до абсурда прелести семейной жизни, на другом — свободу и независимость жить одному.

Фильм, мне кажется, на самом деле, о тоталитаризме в наших душах. О неприятии быть другим. О принадлежности к стае. О древнем страхе быть из стаи изгнанным. О людях, не видевших свободы, которые пытаются построить новый мир, и получают еще больший тоталитаризм.

И везде запрет на страсть, на дикую сексуальность, которая есть в каждом из нас, которую нельзя объяснить ни одним законом общества: ни законом большинства, ни законом меньшинства. Слишком уж сильная эта сила — любовь и страсть. Слишком уж каждая власть старается навесить на нее постромки и прикрутить динамо машину. Вырабатывай энергию в мою честь и не смей любить никого другого, кроме меня, своего лидера, своей страны, своей стаи!

В фильме чудесно показан один из главных законов любви. Любовь приходит через трудности, через преодоление. Любить кого то недоступного- самое сладкое, а уж получить его — верх блаженства. А в отеле — люби не хочу, даже номер двухместный сразу дадут, но как то не клеится. Потому что железной рукой к счастью.

Фильм отдаёт немного Оруэлом и Замятиным, где секс в назначенное время по розовым талончикам.

И поиск свободы несёт ещё большую несвободу. Партизаны-одиночки в лесу напоминают скорее сталинскую ВКП (б), Сталин тоже когда-то был теологом-недоучкой и грабил банки во имя революции.

Получается, свободное общество вырастает постепенно, шаг за шагом, а революционеры убегающие в лес в этой борьбе, только унавоживают землю для следующих поколений?

Я не знаю, как перейти отсюда к панкам, но мысль про субкультуры не оставляла меня весь фильм. Моя норвежская подруга, дочь дипломата, с которой мы ходим танцевать в андеграундные клубы техно, говорит, что не видела никогда более осуждающей среды, чем тех, кто называет себя свободными от предрассудков и общества. Жёсткий дресскод, встречи только с себе подобными, девушки быстро идут навылет, потому что кто же выдержит столько алкоголя и наркотиков. В результате — никакой свободы любви вне возраста и пола, о которой кричат все их лозунги. Свободная жизнь на деньги мамы и папы, у которых пара тройка ресторанов или оптовые продажи кофе для всего города. Протест против системы превращается в жизнь по её правилам, только вывернутым наизнанку.

Как говорит Юнг и его последователи, мы познаем не предмет, а его отражение через себя. Так и здесь. В фильме Лобстер миллион разных смыслов. И каждый увидит свой.

Смотреть или не смотреть? Обязательно! А вы видели?

Реклама

The Lobster: 80 комментариев

      1. Давай, интересно будет почитать, какой смысл ты в нем увидишь. Или бросшь на полпути. Хотя это вряд ли, ты ж не девчонка какая то там))

        Нравится 1 человек

      2. Отзывы меня еще сподвигли. Там всего два вида отзывов — полная херня или шедевр. Позырим к какой из групп присоединиться со своим мнением. 😀

        Нравится 1 человек

      1. Ну да, у меня как раз два варианта и было:
        1. Не выкалывать глаза, но девке сказать, что выколол.
        2. Не выкалывать глаза, девке сказать, что не выколол и плевать, если будет выпендриваться. Если любит, то пусть любит такого, какой есть. 🙂

        Нравится 1 человек

  1. Просто замечательная публикация, почти безотносительно к фильму как к провокации и отражению по Юнгу. Спасибо. Just a joy to read! И писать ничего не буду, добавить нечего.

    Нравится 1 человек

      1. Договорились)) но я не умею как вы видеть глубину, увы, но читая вас учусь видеть не только картинку и сюжет. Вот видела трейлер лобстера и думала будет занудно, а прочитала то что вы написали и теперь буду смотреть другими глазами))))

        Нравится 1 человек

      1. Конечно)) Главное поставить себе напоминание посмотреть фильм) А то у меня последние три месяца время только на 20 минут серии друзей)))

        Нравится 1 человек

  2. Спасибо за рецензию. Когда наметится очередной киновечер — посмотрю.
    Интрересна эта идея «наизнанку и навыворот.», крайности. Как в жизни. Если ты не там и не сям — тебя нет))))

    Нравится 1 человек

      1. Я в детстве навралась вдоволь.
        Теперь вру крайне редко, в основном хитрю. )))
        Сегодня смотрю Лобстер. Оказывается, этот фильм был скачан дочерью и находился в ожидании (у нас на это лето составлен список фильмов для просмотра). Так что…

        Нравится 1 человек

  3. Замечательный разбор фильма. Здорово!
    Я смотрела этого режиссера только Убийство царственного оленя. Хотела посмотреть и Лобстера, но пока не вышло. Именно об этом же. Через вот эти нутряные чувства с которыми невозможно бороться проступает главное. И там он использует еще мировоззрение древнегреческое — как, например, Сократа спросили — если пожар и можно спасти только одного человека, то кого спасешь — жену или ребенка- он ответил: конечно, молодую жену — мы с ней еще детей родим. Такая невозможная нечеловеческая ситуация.

    Нравится 1 человек

    1. Спасибо большое, Ольга!
      Про другой его фильм мне упомянули уже, поставила в план))
      Про нутряные чувства чудесно сказали
      Вся эта наша внутренняя мерзость.
      Интересно, что вы посмотрели про это оленя и вас впечатлило

      Нравится 1 человек

      1. Там история аналогичная рассказанной мной сократовской. Обстоятельства складываются таким образом, что чтобы выжить семье муж жена сын и дочь — одного мужчина должен принести в жертву. И он должен выбрать … и как весь фильм он идет к этому осознанию. Сильный фильм.

        Нравится 1 человек

      2. Да, ужасно должно быть. И оттого притягательно.
        Вообще, интересно как нас все эти ужасы в искусстве затягивают, хотя сами бы так не хотели оказаться

        Нравится 1 человек

      3. Нечеловеческие условия в жизни человека сразу выявляют все его мысли и причины поступков, которые он всегда тщательно скрывает за маской человечности…

        Нравится 1 человек

      4. Да, и тогда конфликт внутренний сильный, который и выявляет — кто же ты на самом деле. Поэтому во время войны были предатели, а были герои…

        Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s