Рождество и домовые

“Напишииииии…”

…прошелестела Бригитта, словно произнеся заклинание.

-Чего ж, напишу, — завертелось в голове…

Так пришло время рассказать о рождественских традициях в Норвегии.

Волшебница, загадочная Бригитта, дала мне знак, что пора. Хотя я и сама думала про это.

Предрождественские чудеса окружают нас, а мысли носятся в воздухе. Ольга сказала первой:

“..И это просто замечательно, что в нашей жизни случаются события, которые требуют от нас перемен. Иначе мы бы, как настоящие успокоенные ленивые моржи …ничего не предпринимали, плыли по волнам существующего и не чувствовали, что мы уже не движемся вперед и вверх, а остановились почивать на лаврах и начали откатываться назад.”

Бригитта произнесла заклятие: “Напишииииии…”

Кузнечик — это я — вышел на берег в зимнем лесу и пошёл искать троллей. Сама не знаю, чего. “Ох! это будет восхитительно! — именно так, как сказала Бригитта!”

Рождество в Норвегии, наверное, главный праздник. После дня Конституции. Или такой же главный. Норвегия долго боролась за независимость вначале от датского, потом от шведского короля, независимость выстрадали хоть и не кровью, но долго и по норвежски — измором взяли. Но сегодня мы не про Конституцию, мы про Рождество.

Древний праздник, настолько древний, что и нет точного объяснения, когда и как, главное — пережить темную, тяжелую зиму и встретить поворот солнца на лето. В период христианизации Норвегии древние традиции, конечно, были использованы в пользу доминирующей религии, но язычество из норвежцев вытравить было трудно. К северу от Тронхейма население уже тысячу лет хвастается, что именно здесь был убит Олав Святой в битве под Стиклестадом.

Название праздника так и осталось древним, языческим. Jul, в честь одного из имен главного бога Одина. Юль. Говорят, только в Северных странах у праздника осталось древнее название, празднику не две тысячи лет, а много, много больше…

Король Хокон Хороший — да, опять Хокон, уж воистину королевские имя! — приказал в году так 950 плюс минус двадцать всем праздновать Бога Одина и его сына Тора и лить пиво и мед в их честь 25 декабря, как и весь христианский мир. Что это было — симметричный ответ христианам от язычников или синхронизация дипломатических календарей, нам уже не узнать. Постепенно языческие традиции слились в экстазе с католическими песнопениями, время древнего праздника плодородия и танцев на столах.

Спроси почти любого норвежского парня, любишь ли ты Юль, он ответит: “… да, я очень люблю Юль. Нет, я не религиозен, но мне очень нравится атмосфера, настроение, гирлянды, делать подарки своей семье…”

В стране, где равноправие стало одним из главных богов — и мне скорее это нравится, хотя я вообще-то против культов — к рождеству больше всего готовятся женщины. Не хотят делится.

Покупают подарки, пекут семь видов печенья и украшают дом. Норвежцы вообще любят тратить время и деньги на украшение и ремонт домов, продать-купить и переехать — вообще национальное норвежское развлечение. Снести нафиг все стены и построить новые. За мои 15 лет жизни в Норвегии я уже поучаствовала в этом развлечении раза четыре, так что теперь вполне могу давать советы по подготовке домов к продаже.

А рождество, то есть Юль, требует своего украшения. Цвета рождества — красный и зеленый. Красные свечи, зеленые ёлки. Ёлки кое-где можно рубить прямо в лесу. в лесу ж живём. Ёлку украшают, помимо прочего, гирляндами из норвежских флагов. Норвежцы так выстрадали свою независимость, что норвежские флаги до сих пор украшение на елке в каждой третьей семье.

Норвежцы радостно перенимали традиции из других стран, постепенно сюда вслед за ёлкой из Германии пришла традиция рождественских календарей. С 1 по 24 декабря, каждый день утром дети, а где-то может и не только дети, открывают мешочек, конвертик или окошечко в большой коробке и достают маленький сюрприз. Подарок. 1…2…3… и так каждое утро. До самого рождества.

Пока дети готовят рождественские концерты, взрослые, как умалишенные, бегают по предрождественским вечеринкам. Здесь я уже писала, чем это может кончится.

А хозяйки украшают дома. У особенно добросовестных хозяек есть домовые к рождеству разных сортов. Они везде — на посуде, на салфетках, на полотенцах. У входа, на чердаке и на лестнице — везде, где ступала и не ступала нога человека.

Рождественский домовой, как ему и положено, неизвестно откуда взялся. Где-то в хлеву, с коровами, живет обычный домовой. Маленький, немного вредный, но в целом отходчивый. Дружит с котом. Вместе безобразничают, вместе делят кашу и гоняют мышей. Nisse. Nisse, пишут, ничто иное, как уменьшительное от Nils, он же Николай. Совпадение или нет, но одев на него красный колпак, он превратился в норвежскую версию Санта-Клауса. Норвежцы, похоже, в силу своей языческости, слова “Санта” не приняли. Остался только Jul. Julenissen. Юлениссен. Рождественский Николай, если хотите.

Открытки с рисунками Kjell E. Midthun

Юлениссен раньше носил норвежский свитер, потом переоделся в модный американский тулупчик красного цвета. Сейчас… ну, как придется.

Главное, он продолжает приходить к детям вечером в Рождественский сочельник с подарками и строго вопрошать:

— Здесь есть хорошие дети? Все ли хорошо себя вели в этом году?

И подарки, подарки, подарки…

А дети в детском саду учат песню про юлениссена.

В амбаре сидит домовой, и собирается есть свою рождественскую кашу. Вокруг него прыгают крысы и выпрашивают поесть. Домовой трясёт большой ложкой: “Вон от моей каши!”

Но крыс таким не проймешь, они только водят хороводы вокруг домового, и их острые коготки подбираются прямо к тарелке.

— Ну, держитесь, крысы! Щас кота позову.

Крысы разбегаются, а домовой со своим верным пушистым другом остается с кашей.

И дети хохочут и разбегаются от ёлки, как от юлениссена, который и защекотать может.

А в это время… Когда дети заняты подарками, юлениссен целует маму перед своим исчезновением. Но это уже американская песня….

 

20181210_181442-COLLAGE.jpg
Фото из семейного архива (Ola Risnes)

Продолжение следует…

 

 

Реклама

Рождество и домовые: 62 комментария

      1. Ну, в изначальном варианте это был человек с головой козла (сатанизмом попахивает), который, вроде, жил в лесу, а на Рождество приходил к людям, дарил детям, которые себя хорошо вели, подарки. А тех детей, который себя плохо вели, забирал с собой и потом готовил из них вкусные блюда. 🙂

        Нравится 5 людей

      2. Я думаю, в изначальном варианте все сказки такие были. Нам так, рафинированная версия досталась)) я спросила когда то у мамы, зачем такие вещи рассказывать детям, а она мне:
        — детей запугать надо было, чтоб дома сидели. А то и правда б съели ведь)))

        Нравится 3 людей

      3. Хм… Хорошая версия у мамы. 🙂 Наверное, так оно и было. Я, помнится, читал оригинальные версии сказок братьев Гримм — там сплошная кровь, кишки и расчлененка. Видимо, тоже для того, чтобы дети не шлялись где ни попадя. 🙂

        Нравится 5 людей

  1. Про норвежского домового — аналога Санты и не знала. Только сейчас просветилась, спасибо, очень интересно!

    Да, мне кажется, новый год во многих странах считается главным праздником. Этакое время чудес, когда вроде и холодно/темно/страшно, а люди объединяются и творят волшебство из огней, веселья, смеха и подарков.

    Нравится 2 людей

    1. Его даже аналогом Санты назвать трудно, потому что Санта вроде один, а домовых много, в каждом амбаре живет. Но интересная комбинация получилась, это правда))
      Спасибо за такой хороший отзыв!
      И про новый год согласна — это ж настолько древний праздник, что ни про какое рождество в то время не думали. В самые темные дни года.

      Нравится 2 людей

      1. Ну, я его назвала аналогом в том плане, что он дарит детишкам подарки на зимний праздник))
        Вообще, любопытно, насколько с одной похожи, а с другой стороны отличаются друг от друга разные культуры в сфере празднования нового года.

        Вот, например, в России, насколько я помню, домовые никогда не занимались дарением подарков, хотя к ним достаточно большое почтение, и этот культ был развит. Зато у нас сформировался образ Деда Мороза.

        У финнов, насколько знаю — Йоулупукки, в германской традиции — фрау Холле, во Франции- Пер Ноэль. У шведов — Юль Томтен.

        Нравится 1 человек

      2. Да, с этой стороны совершенно точно, не подумала)) У нас вообще в России не было особо про рождественнские подарки. А Дед Мороз особое существо, его даже на другие языки переводят, потому что все таки не Санта))
        Вот, кстати. про шведов. У них же этот Juletomten вроде тот же домовой? Не знаешь?

        Нравится 1 человек

      3. Я читала, что он гном, который живет в деревушке с эльфами.

        Я так поняла, этот образ получился путем смешения образов домовых, которые дарят подарки на Рождество, и некоего условного зимнего персонажа, мало связанного с человеческим жильем и олицетворяющим скорее природную или погодную стихию (например, славянский Мороз, или та же фрау Холле — госпожа Метелица).

        Кстати, раньше Юль Томтен тоже изображался в виде козла.

        Вообще я заметила, что козел у многих народов связывался с новым годом. Козел и кабан. Вот у северных народов козел — главный зимний персонаж. У славян был обряд вождения козы на Святки.

        Популярность козла, возможно, пошла от козлов Тора, которые тащат его колесницу и которых он съедает каждый вечер, а каждое утро они возрождаются.

        Кстати, не заменили ли олени в свое время козлов у зимних персонажей?))

        Нравится 1 человек

      4. Как интересно! Никогда в такой глубине не копалась в сведском фолклоре, аж почитать захотелось))
        Коза, наверное, потому чо умница и кормилица. Хоть и вредной бывает.
        А с живтными етими вообще тема, кто там, козлы или олени? И есть ли в Лапландии козлы?))

        Нравится 1 человек

      5. Я где-то читала, что в древности могли путать некоторых диких коз с оленями, определяя их в один вид. В мифологическом представлении вообще переход одного вида животных в другой (при достаточной степени их схожести) довольно прост и может происходить в пределах нескольких поколений. На это, кстати, может влиять и переселение народов и миграция самих животных.

        По поводу Лапландии — мне кажется, это более позднее определение родины сказочного зимнего персонажа )) Т.е. изначально в древности люди помещали персонажа в самую северную известную часть мира. С течением времени эта граница отодвигалась, и место, обитания соответственно, менялось.

        Кстати, пишут, что в Норвегии, Швеции и Финляндии тоже водили, но только конкретно козла))

        И еще забавный факт — изначально это люди дарили подарки морозу, метелице, рождественскому (новогоднему) козлу и т.д. Вроде как откупались. А потом видимо решили — сколько можно, и пришлось бедным сказочным персонажам быстро приспосабливаться к новым условиям и самим разносить подарки 😀

        Нравится 1 человек

      6. По моему, мы сейчас в комментариях целое исследование написали. Про козлов и оленей))
        Вполне логично, север же заселялся в последнюю очередь. Вот я теперь задумалась, почему Тор именно на козлах разъезжал)))

        Нравится 1 человек

      7. Сделаю довольно спорное предположение. Спорное, потому что не уверена, водятся ли горные козлы в скандинавских горах. Если да, то в мифологическом мышлении козлы могли считаться животными Тора за их близость к небу (жизнь в горах), отличную сноровку — по горам скакать это хухры-мухры — ну и относительную выносливость).

        Ну и потом, козы действительно прекрасны для разведения -они не требовательны, а взамен дают и пух, и шерсть, и шкуру, и молоко, и мясо — как не сделать их священными животными, когда они из одних плюсов состоят?)

        Нравится 1 человек

      8. Я вчера что то начала читать про эволюцию и поняла, что с этой теорией про козлов-оленей мы на правильном пути. Козлов одомашнили совсем в древние времена, на Ближнем Востоке, где была какая то цивилизация. Вот оттуда похоже и Тор, и козлы. А пором уже олени появилсь….
        В Скандинавских традициях есть еще и рождественский козел, скорее всего, потому что козла съедали на рождество.
        В общем, тема это, с козлами)))

        Нравится 1 человек

  2. Не знаю как в Норвегии. Но в России то Новый год праздновали в старые времена в разное время. Причем бывали совершенно разные времена года. С течением времени люди по разному связывали время года с началом некоей новой жизни. Что само по себе достаточно любопытно. И это, как в Норвегии, и как в России обрастало разными волшебными явлениями и существами. Всякие и колдуны, и нечисть, и добрые домовые, и любимые говорящие зверушки и… Человек, пока жив, всегда верит в возможность нового в своей жизни, что — правда. И мне кажется, что от способности наполнять свою жизнь новым: людьми, событиями, впечатлениями, мечтами, привязанностями, любовью и тд и зависит по большому счету новогоднее человеческое счастье.

    Нравится 2 людей

    1. Вот так и есть. Совершенно правильно. Как у нас герои рассказов начинают жить сами по себе, так и в народном творчестве. Оживают и обрастают подробностями. А в это время точо, когда темно и холодно, особенно хочется волшебства.
      Очень точно подметили, Ольга!

      Нравится 2 людей

      1. Мне кажется. что еще хочется уже начать ожидать весну, ручьи, таяние снегов — не по настоящему, а в мечтах. Но уже первый подход сделан в Новый год. Человек уже все обвесил украшениями и сидит (или не сидит) и ждет начала в душе, чтобы ускорить начало в природе. Как то так завернулось. Уж как получилось

        Нравится 1 человек

      2. Мне кажется, что поэтому и выбран самый трудный сезонный момент — сразу после самого короткого дня, когда уже нет сил терпеть сумрак. Приятно, что вам тоже это близко. 🌟

        Нравится 1 человек

      3. Я в Волгограде этого не чувстововала, солнца все таки там много. А в Питере начала чувствовать. Поняла, для чего вся эта суета с ноября. И надо заметить, именно в северных странах такие длинные традиции празднования зимой.

        Нравится 3 людей

  3. У нас тут похоже совсем все одинаково. Не зря ведь мы соседи, лютеране, да и короли одни и те же были когда-то. Опубликую свою финскую версию встречи Рождества( если не лень будет) ну и понятно что у вас там в Норвегии не может быть настоящего деда Морза, Ейлупукки, так как он один единственный и живет на Korvatunturi ( трехглавая сопка) в Лапландии. А у вас только гном😂🤪😁

    Нравится 3 людей

    1. Это точно, и те и те под шведской короной когда то были. Да, не поленись, напиши. А он точно да, из Лапландии, первое описание было, когда Johannes Schefferus в 1673 в «Lapponia» описал языческую культуру в Nordkalotten, в Лапландии. А потом этого, из Лапландии, скрестили со святым Николаем, и получился, похоже, Санта Клаус)) postepenno poluchilsja Santa Klaus…

      Нравится 2 людей

      1. Ну вообще там, где я про него читала раньше, писали размыто «в северных странах». И я думала что Норвегия в их числе. Но Википедия мне сейчас сказала что Кот — исландец.
        Но в целом хорошая отмазка для ежегодной покупки красивого свитера), Собственными глазами видела в коментариях на вк дополнение: «и варежки с носками! Что б котята на расцарапали» )))

        Нравится 1 человек

      2. Прелесть какая про варежки!!!
        Ну исландцы это древние норвежцы и есть, видно, под датско шведским владычеством своего кота потеряли 🙄

        Нравится 1 человек

  4. Спасибо за предвкушение сказки! Мы в этом году с закрытыми глазами ткнули пальцем в карту и — тадам! на Рождество едем как раз в Норвегию. Теперь буду выглядывать Юлениссена 🙂

    Нравится 2 людей

    1. Всегда пожалуйста!
      Красота какая!
      Тут правда очень тихо на Рождество и все закрыто. Но вы сделайте как норвежцы: слейтесь с природой)) Просто гулайте по красивым местам и наслаждайтесь видами. Парками, лесами, морем, рассветами, закатами…
      Вы в какой город едете?

      Нравится 1 человек

      1. Именно этого и желается — слиться с природой. Будем как раз в тихой сельской местности — Solvik Kvalvik. Очень хочется почувствовать местную атмосферу Рождества.

        Нравится 1 человек

  5. Норвегия долго боролась за независимость вначале от датского, потом от шведского короля, независимость выстрадали хоть и не кровью, но долго и по норвежски — измором взяли. — класс! Хорошо бы всё всегда так решалось.

    А про домового очень здоровская традиция. И вообще, может, меня ща побьют, но я считаю, что все мы немного язычники, ну просто если провести все эти параллели со святыми и языческими Богами, то врядли найдётся хоть десятка святых, у которых нет аналогов в том или ином культе. Но я не утверждаю, это только наблюдения и то, не достаточно глубокие

    Нравится 2 людей

    1. Однозначно. Про язычников. Я бить не буду, а только порадуюсь. На религию смотрю как на элемент детства человечества, до эпохи систематизации научных знаний. Так что переименовали богов и праздники, всего делов то.
      Заметь, независимость исключительно мирным путем, путем переговоров и договоренностей. Поэтому долго, но качественно))

      Нравится

  6. Даже новогоднее настроение появилось, спасибо! Хотя наш Дед Мороз мне не очень импонирует как персонаж, тем более, что изначально он был злым языческим духом. Достойный рассказ

    Нравится 1 человек

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s