Десять дней в Японии

Сборка заметок из Японии, выложенных на фейсбуке в июне — августе этого года.

Моя дочь — япономан и японовед. В Японию я ехала первый раз, а она — уже второй.

Билеты брали поздно, отели заказывали еще позднее. Но все сложилось. Задача была охватить в этот раз Токио, Киото, Осаку, Йокогаму.

— София, почему именно эти города?

— Они самые большие и известные.

По совету русских интернет-ресурсов мы выбрали своей первой базой Осаку и не пожалели.  Но до этого нам надо было успеть в музей Гибли. Музей Гибли лежит на окраине Токио и туда продают билеты раз в месяц по интернету. За полчаса уже все билеты распроданы. Папа для нас расстарался и купил билеты в музей Гибли задолго до того, как мы купили билеты на самолет. Задачка. Надо было успеть в музей между самолетами, между прилетом в Токио и вылетом из Осаки.

В Токио была температура близкая к плюс сорок  и влажность, близкая к ста процентам. Мы не спали, наверное, уже сутки из-за перелета и плохо понимали происходящее. Но в музей мы все-таки добрались, несмотря на постоянные остановки поездов.  Гибли — это музей японской анимации. Это место, где все начиналось. Фотографировать в музее было нельзя, поэтому фото нет. На мой взгляд, музей Гибли —  это не то место, куда надо брать билеты за месяц вперед — если повезет, но сходить все равно стоит. Эскизы и наброски Гибли, муляжи, игрушечные кухни, куклы. И вдохновение, приходившее к Гибли с Запада, включая Россию. Вырезки из книги на русском про Москву, стена, оклеенная русскими газетами и фарфоровые статуи кота и кошки, принца и принцессы, про которых потом снимут аниме «Возвращение кота» — историю про кошачье королевство.

Осака оказалась отличной базой и приятным городом, не таким большим и шумным, как Токио. Япония лайт. Отличное место для начинающих японоведов. Из Осаки мы ездили на поезде в Киото и Нару. В Кобе не успели — будет в другой раз.

20180730_061357
Олени Нары

Два дня в Киото в международном музее манга. Ходим туда как на работу, сегодня впустили уже просто так — примелькались мы им. Дочь ответила на вопрос, как называется манга и получила приз, побывала на сессии портрета художников манга и взяла курс рисунка. Так что я тут с лучшим в мире гидом по манга, наверное, скоро даже что-то понимать начну. Она же разрешила мой вопрос о том, откуда я:
— Where are you from?
— From Russia and Norway.
Вот так и теперь буду отвечать.

Под конец дня прошлись по храмам, вернулись к станции по реке и… No more temples.

Мы возвращались из Киото в Осаку, считали ворон в королевском саду и фотографировали храмы и закат невероятной красоты. Устали.

20180729_122543
Закаты Киото

После шести дней в Осаке мы сели на самолет в Токио.

Мы прошли по храмам Киото, почесали за ушком оленей Нары, но каждый раз с радостью возвращались в наш дом в Осаке, в рюокан, в комнаты в японском стиле, и благодарили себя и небесные силы, что мы выбрали остановиться именно здесь. Мы полюбили Осаку за отсутствие туристов, за школьников в белых рубашках, покупающих еду на обед в  7/11- неужели у них и летом нет каникул? За взрослых, молодых и старых, утром и вечером спешаших куда-то при полном дресскоде в жару, в такую жару, что в первый день с непривычки просто теряешь сознание, за обилие магазинов с разной милой ерундой и отсутствие английского — ловим японский на ходу. В суши-ресторане дедушка рядом обьяснял на японском, медленно произнося слова, как наливать соевый соус и заваривать мача чай, и было все понятно. Вечером мы впервые ели окономияки — блюдо из нескольких слоев всего разного, жиры, протеины, углеводы — в ресторане. Я поблагодарила поваров — мне правда очень понравилось — и мы договорились встретиться в Осаке снова. Осака в нашем сердце, мы сюда обязательно вернемся!

20180730_135432
Набережная Дотонбори, Осака

В Токио мы попали в шесть вечера в пятницу и увидели самый-самый стереотип из всех возможных стереотипов: десятки, сотни, тысячи японцев в белых рубашках и темных брюках идут с работы.

Наши десять первых впечатлений о Японии:

1. Японское общество, похоже, и правда консервативное. В обед в большом супермаркете на кассу стояло примерно сорок человек, мы насчитали всего четырех мужчин.
2. Японцы одеваются очень «прилично», мы очень редко видели шорты и голые плечи.
3. Все и правда очень вежливые, все время извиняются и кланяются.
4. Отдают сдачу до копейки и не берут чаевые. Хотелось бы сказать, что и не обсчитывают, но после того, как мне выставили очень странный счет в рюокане — японской гостинице в Осаке — я и не знаю, что думать. Квитанция от руки с наивной «неправильной» цифрой. Хотя извинились потом и цифру исправили.
5. Японцы стройные, подтянутые. Обратили особенно внимание на пятую точку — в отличной форме у большинства. Когда только успевают — много ведь работают и поесть любят. Ходят, наверное, много, от метро до метро.
6. Япония застряла где-то в 80-х. Это чувствуется и по одежде, и по использованию наличных, а не карт. Везде автоматы по продаже: в метро, на улице, в ресторанах, но все подогнанно под наличные. В очень таких хороших, качественных 80-х, но чувствуешь себя, как в машине времени.
7. Япония- один сплошной конгломерат, как и рассказывали в «Международной панораме». Не успеешь выехать из одного города, а уже начинается другой.
8. Найти район «рядом со станцией» — бессмысленно. Здесь везде станции и все куда-то ведут. Разные дороги и разные операторы, отовсюду на чем-нибудь да уедешь, и не всегда «быстрый» поезд — это лучший вариант, потому что до него надо еще добраться.
9. Чувство безопасности. Не страшно ходить вечером и ездить поздно на поезде, даже с подгулявшими японцами после работы, тут же стоящих с банками пива и хихикающими. Они милые.
10. Много людей занимающихся непонятным трудом. Например, около стройки стоит мужчина в спецодежде и показывает прохожим, куда идти. Мы в Норвегии от такого нерационального использования рабочей силы отвыкли. Значит, рабочая сила дешевая.

Красная Луна все-таки нашла меня в Токио. На самом верху Tokyo Tower, на высоте 333 метров.

20180731_230915
Полнолуние в Токио, вид с Токийской башни

На третий день в Токио мы ленились, решили сильно по жаре не бегать и только часам к трем дня вышли в флагманский магазин Uniqlo. Там целых двенадцать этажей, все свободное и широкое, как японцы любят. Одна моя подруга два года назад приехала из Японии и пропагандировала японскую моду. В жару плюс тридцать пять при полном ощущении бани я начала очень любить такую моду. К счастью, у меня как раз было в багаже платье, свободное и широкое, только это меня и спасало. Еще из новинок моды Uniqlo — все платья со встроенными бра, так что ушли мы оттуда без платьев. Зато весь двенадцатый этаж отдан футболкам- набрали полный мешок Микки Маусов и кошек.  Набрели на кафе Oslo Coffee, но ничего брать не стали — цены там страшнее норвежских.

По дороге еще зашли в трехэтажный магазин игрушек. София сказала, что готова купить все. Но остановились мы на коте Бегемоте, особенно актуальном в связи с пропажей и находкой кота в Булгаковском доме в Москве. На закате успели немного поснимать облака, они здесь волшебные.

Но вечер у нас на этом не закончился. Мы теперь умные, идем гулять после наступления темноты- тогда не так жарко. В плане у нас был Rappongi — модный район с архитектурой, вкусными блинчиками с мороженным вкуса мача и Doraemon-ом. Не пожалели. И вернулись домой через парк, и опять, как в Риме Колизей, нас везде преследовала Токийская башня.

20180803_223731
Токийская башня

В Токио мы пробыли пять дней, сходили в королевский дворец, в магазин для художников, в кафе где можно подержать ежиков, на улицы-рынки и модные районы для шоппинга… Были на Акихабаре, целый район электроники, аниме и всего того, как можно коммерциализировать мультфильм. На Акихабаре сходили в бар с девочками, одетыми как горничные, странные впечатления. Дочь заметила: посмотри, мама, здесь только мальчики и туристы.

20180805_162710
Акихабара, Токио

В один из вечеров сели на поезд и поехали в Морской парк в новый район Odaiba. Двадцать минут — и ты в космическом мире: поезд делает несколько петель над морем, проезжает между огней в темноте и выпускает тебя на платформе в воздухе. Сто метров вниз — и ты у моря, в черной японской ночи. Снимаешь кроссовки, по влажному песку и наконец-то  по щиколотку в воде, в теплой воде Токийского залива. Что это  было хорошо — это ничего не сказать. Это было счастье. Пальмы в кадках,  молы, выступающие в залив, мощённые деревом. Парочки в темноте на лавочках у самого берега, у кромки из камней и песка, спрятанных в японских соснах — здесь такого уже не увидишь, а в Токио, похоже, по-прежнему нерешённый квартирный вопрос.  Светящиеся небоскребы и мосты только добавляют ощущение праздника. Кто-то вышел в темноту семьями и компаниями. Пикник. Японцы любят покушать и знают толк в еде. Мало, но разнообразно, красиво и  качественно. По дороге домой у станции мы зашли в магазин и скупили там половину — мача чай, Кит Кат и огромные японские персики, которые они продают парами и хранят как драгоценности, отдельная упаковка для каждого персика. Прямо на кассе, на смеси японского и английского нас пыталась «снимать» местная молодёжь. Вечер субботы, даже у японцев нет тормозов. Так и пришли назад в гостиницу — с полными сумками японских вкусностей, хихикая и обсуждая происшествие в магазине.

В Японию мы еще обязательно вернемся, нас ждут Хиросима, восхождение на Фудзияму, ресорт под Токио и пляжи южного острова Окинава.

А пока мы дома. И больше мы никуда не поедем — до самого Рождества.

20180804_203723
Odaiba Seaside Park, Tokyo

Десять дней в Японии: 73 комментария

1. Не сказала бы. Самолет примерно стоит как в Тайланд, а в Японии. Дешевле в целом, чем в Норвегии. Учитывая то, что крона у нас по отношению к евро упала, не дороже Италии выходит.

Нравится 1 человек

1. Не, Аэрофлот к дешевым авиакомпаниям не относится. И в Японии отказывается везти дешевле, чем за 650 долларов. 🙂 Это я смотрел рейсы на конец января.
        А вот турки просят всего 470 баксов, что вполне нормально. Правда, там с пересадкой и время в пути в районе 20 часов.

2. Не знаю, как раз на такие рейсы Аэрофлот дешевый бывает. В Пекин норвежцы вечно Аэрофлотом летают. Хотя, может на Токио там другой расклад. А нам не привыкать к длинным рейсам, мы вечно с тремя пересадками😂

Нравится 2 людей

3. Ну, лет 20-25 назад мне даже нравились длинные рейсы. А сейчас даже 4 часа до Мальты утомляют. Впрочем, в этом, в основном, вина ЭйрМальты, поскольку они из-за жадности сделали такие маленькие расстояния между креслами, что у меня туда ноги не помещаются. 😦

4. По Европе путешествовал, в основном. Успел побывать в большинстве европейских столиц, пока их не заполонили негры с арабами. 😀

5. Ух, какой ты.. Русскозычных гастарбajтеров еще в список добавь, вот уж нарушители общественного спокойствия)))
        Здорово, что побывал. А где больше всего понравилось, что впечатлило?

Нравится 1 человек

6. Тогда русскоязычных гастарбайтеров еще не было, а сейчас я в Западную Европу не мотаюсь, поэтому не в курсе. 🙂
        Сложный вопрос… Проще сказать, где мне не понравилось. 🙂 Вот в Париже не понравилось совсем.

7. Ага, я, видимо, тоже ожидал большего. Посмотрел на эти Елисейские поля, о которых был наслышан — ну, Кутузовский проспект в Москве и то симпатичней. Или Тверская, особенно сейчас. 🙂

Нравится 2 людей

8. Ага, тут недавно приезжал товарищ, который в последний раз был в Москве в 1995 году, так он город не узнал. 🙂

Нравится

1. Не, это японская фишка. В Европе наоборт тренд на естественность, поролон и пуш-апы ушли. Они закрывают тело, как собственно, и принято в Азии

Нравится 1 человек

1. Ну вот живой пример, как систему трудно переделать. Как в Норвегии вся платежная система под карты с чипами заточена, и внедрение бесконтактных платежей по картам идет с трудом. Потому что систему надо менять. А это деньги.

1. У нас тут говорят, что отсутствием иммиграции)) Потом, технологии то вперед продвинулись, а общество патриархальным так и осталось.
      Не знаю, на самом деле 🤔

Нравится 1 человек

1. Ну, слава богу, ошиблась. Хорошо, что у тебя только один псевдоним))
        Ты открыл мне тайну непонятного труда.

Нравится

2. А вот кто знает, приносит ли он какой резултат… Вот мне востоковед потом сказал, что у них якудза стариков пристраивает на работы. Может, оно? )))

3. Может и оно. А с другой стороны может там человека поставить дешевле чем ограждения и указатели и человек показывает куда идти чтоб кирпич голова не попал. Стройка же

Нравится 1 человек

4. Так у нас давно светофоры заменили регулировщиков, но если какой серьезный затор то товарищи полицаи стоят и палками своими разруливают ситуацию на дороге… Может и тут что-то такое

1. Это на самом деле не сложно. Я вот только не знаю, как с российскими паспортами, нужна виза или нет. А страна интересная, даже и в метро, и в магазине все по другому.

1. Супер! Класс! Я сама уже давно мечтаю побывать в Японии и в Токио. Все-таки это совсем другая культура, а также мой любимый писатель там живет. Я без ума от Харуки Мураками и его Норвежского леса, да что и говорить от всех его произведений, я их всех прочитала. Но я почему то побаиваюсь туда лететь. У меня такое чувство, что обязательно будет или землятрясение или цунами, когда я туда приеду. Мне моя одна клиентка говорила, что японцы презирают иностранцев. Для них мы, иностранцы, типа второго класса. Она сама русская и живет в Токио и ее муж японец. Они относятся ко всем так, не только к русским. Но новерное это больше относится к иммигрантам, но не к туристам. Если я туда когда-нибудь поеду, то тогда, когда цветут вишневые сады. Кажется у них это большой праздник. Молодцы что побывали там и спасибо за то, что поделилась впечатлениями.

Нравится

1. Вот FinnAir как раз туда и летает. У них очень хорошие предложения из Хельсинки бывают. Ну а природные бедствия… Где их нет. Да, для японцев, да и для прочих азиатов, ты всегда будешь белой обезьяной. Но какая нам разница?)) мы ж не на работу туда приедем устраиваться. А для туриста страна хорошая, чистая, безопасная. На цветение сакуры у меня подруга взяла билеты недавно, на пасху туда поедет. Да мне кажется, в любое время интересно там. Там же цивилизация))

Нравится 1 человек

2. Очень интересные и живые заметки! Тоже захотелось поехать. Но к такой поездке надо готовиться. Точно знать, что смотреть. У вас был свой японовед!

1. Спасибо)))
      Мы уже столько всего обьездили, что как то все на лету получается. Я раньше к поездкам всегда готовилась серьезно, а сейчас как то сели — полетели)) ну и гугл мапс конечно жизнь сделали намного легче.

Нравится 1 человек

1. Да, так вот насобиралось понемногу))
      Да в Гибли-музее на самом деле вряд ли бы красивые фото получились. Там к примеру просто стол с горой бумажных рисунков, карандаши и всякое прочее что у художников бывает. Комнаты небольшие, темные, как в европейском (в смысле не азиатском) жилом доме.
      Спасибо за хорошие слова, Татьяна!😊

Нравится

1. Это точно. Мне как то казалось что японцы такие цивилизованные и прогрессивные. А на самом деле это технологии, а так это глубокая азиатская культура, также нам непонятная, как в Тайланде или в Сингапуре.

Нравится 1 человек

1. Да я просто общалась со многими, кто работает в японских компаниях, они и рассказали про их культуру и отношение к миру! Например, там считалось как объяснить , слово подобрать нужное, как изгой что-ли, если ты покидаешь свою страну в трудную минуту! А так у Nasuko
        https://nasudanasuko.wordpress.com/ очень много о культурном наследии!

2. хотя про китайцев в целом наверное соглашусь с ней, но не буду развивать эту тему ( а то тут национализм какой-то будет 😁) тем более вообще все от конкретного человека зависит

Нравится 1 человек

1. Рада, что интересно было))
      Вот не знаю. Вне Японии я кроме суши мало что японского ела. А суши тут у нас тоже отличные, хотя лепят их все равно по другому. Но еда правда вся в целом другая, чем в Европе. Мы там в 7/11 паслись, брали часто рис холодный с какими то водорослями/травами внутри. И рис они варить умеют. Вот норвежцы к примеру, рис варить не умеют. Тофу был невероятный в Киото совершенно. Да и из магазина очень вкусный тофу был. Такого у нас и близко не делают. У меня скорее впечатление, что у них вообще просто другие блюда и продукты. Поэтому наверное европейцам так трудно «сделать» японскую еду.

Нравится 3 людей

3. Большое спасибо,что собрали все вместе,я люблю длиннопосты) Единственное ,что для меня не сопало,это то что мне часто показывали после путешествия — именно очень яркая и совместимо-несовместимая одежда молодежи,возможн подростков? А у вас все выглядиточень «цивилизовано») Наверное моих знакомых девченок самих тянуло на яркое и пестрое)
    Ощущения в процессе чтения изумительные,намеренно читала медленно что бы их не потерять,ощущение присутствия вплоть до возможнсти потрогать дерево,камни, босым ногами встать на линии прибоя..

Нравится 1 человек

1. Ой, как здорово, что зашло! Там есть отдельный район в Токио со специфической модой, а так — люди как люди. Только что широкое и длинное. Но я их понимаю — климат такой.
      Да, посты с фейсбука, ежедневные отчеты. Подумала — что добру пропадать, можно ж собрать все в одно. И правда, совсем другая динамика получилась.
      И вам спасибо за чтение!

Нравится 1 человек

1. Да, мы уже опять хотим в Японию. В Хиросиме мы пока не были, оставили на следующий раз. А надо. Город побратим и все такое))
      Рада читать про ваши путешествия тоже!))))