Соммерсет Моэм. «Театр»

Я много лет откладывала, не решалась, открывала на первой или случайной странице и снова закрывала.  Боялась, что будет слишком сильно, что не смогу, что заплачу уже на второй главе. В прошлую пятницу я прочитала книгу за три часа. Начала и не смогла оторваться, несмотря на поздний вечер.

 

Театр. Соммерсет Моэм. Лондон, 1937 год.

 

В двух словах, для тех кто не читал книги и не смотрел фильма:

Джулия, 46 лет — самая великая актриса Англии,  

Ее муж Майкл, 52 года   — самый красивый мужчина в Лондоне, по совместительству продюсер и режиссер театра, где играет Джулия.

Джулия и Майкл начинали как простые артисты, насобирали на театр и дополнительно нашли еще одного инвестора — Долли. И когда жизнь совсем налажена, в этот момент появляется Томас, Том — стажер-бухгалтер, 21 год, поклонник актрисы Джулии Ламберт…

 

» — Мне бы очень хотелось пойти еще раз, — горячо сказал юноша. — Я видел
спектакль уже три раза.»

Старый советский фильм “Театр” 1978 года стал канвой моих предпубертатных снов. В Ивара Калнынша, слишком ухоженного и элегантного для роли юного бухгалтера, были влюблены все женщины СССР. Мама сказала мне тогда “вижу-вижу, как глаза-то горят” и ещё кое-что, что не пропустит цензура, но сказала это так весело, что я даже не обиделась, а тоже засмеялась. Помню грузную серьёзную женщину Вии Артмане, и эпизод с сыном, который занимал наше детское воображение, когда сын Джулии и Майкла Роберт вернулся с под утро с вечеринки:

 » — Вся  эта ерунда  насчет любви,  которую слышишь  на
спектаклях и читаешь в книгах… Мне скоро  восемнадцать. Я решил, надо самому попробовать, что это такое. И знаешь, мам, ничего в этом нет особенного. Не понимаю, чего  вокруг этого поднимают такой шум.

Джулия слегка улыбнулась сыну.


  — И ты на самом деле думаешь, что это и есть любовь?»

 

Роджер получил на вечеринке неверное представление о том, что такое любовь. Мы  получили неверное представление из фильма, какой была Джулия. Мы представляем солидную даму Вия Артмане, при всей ее элегантности,  размера, как минимум, 52-го. Про Джулию же Моэма массажистка говорит, что на ней нет ни одной полоски жира. И Джулия сама бросает служанке, что несмотря на ее сорок шесть, ни одна хористка не угонится за ее ногами.

 

Да и возраст рижских артистов был не совсем тот. Тридцать лет Ивара Калныньша против двадцати одного года книжного бухгалтера, и сорок девять  Вии Артмане против сорока шести Джулии. Все-таки возраст имеет значение.

 

Но самое грустное — это голос. Джулия Вии Армане говорит голосом уставшей женщины, у которой уже все позади, а не голосом великой актрисы на вершине славы, к тому же, по сценарию, на пике влюбленности в Тома.  

 

Режиссер советского фильма старательно избегал упоминания Того, что компаньонка Долли вкладывается  в новый театр актрисы и ее мужа “только ради Джулии», и совсем не чистая любовь к искусству была тому причиной. Но — увы и ах — Джулию интересует только собственный муж, и Долли за неимением лучшего соглашается на френдзону.

 

Том описан в книге как совсем не выдающийся молодой человек, где все его достоинства — свежесть и молодость, ну, и знание  бухгалтерии. Ивар Калныньш, играющий Тома, предстает же в фильме 1978 года греческим богом, кем он, собственно и был. Да он сейчас бог; красоту, ее ничем не испортишь .  

 

Такая вот путаница получилась. Вместо стройной актрисы, по задумке Моэма, наверняка выглядевшей не сильно старше двадцатилетнего парня, и невзрачного мелкого бухгалтера, перед нами предстает грузная взрослая женщина и красавец Калныньш, превращая задумку писателя в водевиль. К чести съёмочной группы, в самом начале фильма нас честно предупреждают, что “…мы слишком мало знаем об Англии, поэтому это всего лишь театр.” Или это просто режиссер хотел дать надежду каждой советской женщине, что где-то и ее ждет свой Ивар Калныньш с рижской кинофабрики грез?

 

В 2004 году вышла новая версия фильма, Being Julia, на этот раз венгерского режиссера с английскими артистами. Несоответствия исправлены, Джулия высока и стройна как балерина, а бухгалтер и правда в меру страшненький юноша.

 

Но книга, книга…. Она сильнее всех фильмов.

 

Стиль Моэма завораживает. Он не отвлекается на описания интерьеров и тётушек, которых Джулия приезжает навестить. Моэм рассказывает только самую суть, концентрат, словно рассказывает историю, только что с ним произошедшую, близкому другу, и некогда отвлекаться на пустяки. И читателям открываются чудеса.

 

И Откуда Сомерсет Моэм знает, что чувствует женщина?

 

Откуда он знает, что поцелуй юного поклонника так может вскружить голову взрослой женщине? Настолько неожиданный, что она сама сравнивает его с изнасилованием. Скупой в деталях, тут Моэм не жалеет слов. Mожет быть, это и были его юношеские мечты?

 

Как точно он подмечает то, что делает женщину на двадцать лет моложе — только искренне влюблённый юноша, по-честному опрокидывающий на нее всю свою любовь.

 

А как Моэм описывает фетиши! Джулия ехала в Ниццу из Лодона провести пасхальные каникулы в домик Долли и случайно столкнулась в поезде с испанцем, и благодаря заботе и хитрости которого не смогла его прогнать до следующего утра. У него  была странная борода со странным запахом, и после этого ещё несколько лет Джулия опасалась бородатых мужчин. Боялась, что будет не в силах перед ними устоять.

 

Моэм немногословен в описании Джулии, мы собираем ее образ как в охоте на секретики, но он называет две ее главные черты. черты, за которые ее любили как актрису и как женщину — чувственность и непосредственность.

 

Моэм ловит что-то невесомое, балансирует на недосказанности того, что произошло между Томасом и Джулией. Томас взрослый и мальчишка, он приглашает Джулию в ресторан как взрослый и в тот же момент робеет перед официантом как мальчишка.

 

Но мальчишка мальчишкой, а поступает Том, как мужчина. Закладывает часы, чтобы пригласить Джулию в ресторан, где ужин обойдется ему не меньше недельного заработка. Джулия еле сдерживается чтобы не заплатить сама, но знает, что это будет смертельный удар по гордости Тома, и:

 

«… в горле у Джулии застрял комок. Она была готова, не сходя с места, сжать Тома в объятиях и целовать его голубые глаза. Она обожала его.

 — Давай уедем, — сказала Джулия.

Они взяли такси и отправились в его квартирку на Тэвисток-сквер.»

 

Мужчинам надо просто вспомнить и не забывать, как они были мальчишками.

 

Моэм рассказывает нам о том, как мужчины, привыкшие к своей женщине за двадцать лет, не замечают ничего. Муж подружился с Томом и даже…

 

» — Он будет хорошим товарищем Роджеру, — сказал Майкл.  — У Тома есть
голова на плечах, к тому же он старше  Роджера. Окажет на него хорошее
влияние. Почему бы тебе не пригласить его пожить у нас во время отпуска?»

 

Майкл верит в Джулию до последнего, оправдывает все ее отсутствием интереса к сексу, самим же  им и выдуманным, а прекрасную игру на сцене последних семнадцати лет — сублимацией.

 

Влюбившись сама, Джулия понимает, что их роман всего лишь льстит Тому, он немного сноб и удовлетворяет тщеславие, он гордится, что он в любовниках у великой актрисы.

 

И Моэм опять ловит момент, когда влюблённая женщина перестаёт быть хозяйкой самой себе и становится верной рабыней своего нового господина. Оковы любви крепкие, попробуй скинь. А господину уже и не нужна раба, он избегает ее, как может.

 

“Ей было стыдно, что она потеряла власть над своими чувствами…”

 

Моэм знает женщин так хорошо, как будто он и сам женщина. Женщины приберегают триумфальную карту своей любви так долго,  и достают ее так поздно, когда она уже вряд ли кому нужна.

» — Я люблю тебя, Том. 

  — Я занят.»

Но Моэм пишет и о том, что ссоры ломают разделяющие людей барьеры, и делают их ещё ближе. И о том, что несмотря на двадцать лет разницы и пропасть в состоянии и статусе, им не так легко разойтись.

 

И Моэм на то и великий писатель, чтобы освободить женщину. На последней странице к Джулии вернулась власть над своими чувствами:

 

«…Он значил для неё не больше, чем один из рабочих сцены. Как замечательно чувствовать, что твоё сердце принадлежит тебе одной!»

 

Соммерсет Моэм, Вия Артмане и Ивар Калнынш так и живут где то рядом со мной. А что книга? “Театр”  стал книгой моей жизни.

 

И маленькое послесловие. Мастерство не пропьешь, а красоту ничем не испортишь. Прошлой осенью герой моих детских снов приезжал с  современной пьесой в театр на окраине Осло. Я побежала за Иваром Калныньшем за кулисы после спектакля и спросила:

  — Можно фото с вами?

—  С удовольствием, хотя мне надо идти.

20180706_123608.jpg

 

 

 

Реклама

Соммерсет Моэм. «Театр»: 55 комментариев

    1. Я думаю, большинство и так знает:) классика. Я вот фильм наизусть знала, а книга совсем другое впечатление произвела. Хотя там сценарист даже от текста ни слова не отступил, специально пересмотрела:)

      Нравится 1 человек

      1. Ну я книгу не читал. Советский фильм, кстати, не смотрел. Зато смотрел, вроде бы, французский, черно-белый. Забыл название. Но сюжет такой же. И актриса там соответствовала описанию. 🙂

        Нравится 1 человек

  1. Очень здорово написано. И фотка так кстати )) А письма Незнакомке Вы читали ? Я все время прошу своего сына сначала прочесть книгу, а потом уже смотреть фильм или спектакль, по оставленный по ней. Для меня, это как жевать чью-то жвачку )) Даже гениальные интерпретаторы трактуют все очень по-своему, неизбежно вкладывая свои смыслы

    Нравится 4 людей

    1. Спасибо огромное! Да, забавно с фоткой получилось. Вот не думала, что опубликую ее здесь в таком контексте. Но уже поняла главное правило блогера: фотографируй все подряд, когда нибудь пригодится:)
      Письма незнакомке не читала, стыдно признаться, что даже не знала, что это. Но если Вы даже свой сайт назвали этим именем, там должно быть что то особенное. Надо обязатетельно будет
      посмотреть, спасибо за вдохновение:)
      С фильмами и книгами у меня получается по разному, я в силу своей двойственности и так и так могу, но как я сейчас понимаю, насколько был далек Театр 1978 года от оригинала, хотя не было не измененно ни слова!

      Нравится 2 людей

      1. Да я сама удивляюсь, что взялась читать. Я последние года три вообще никакой серьезной художественной литературы не читала. Созрела, видно:)))

        Нравится 1 человек

      2. Даже не знаю.
        Два сапога пара, да оба левые.
        Работа не волк, работа ворк.
        Слово не воробей, ничто не воробей кроме воробья.
        😂😂😂
        Я понял что ты имела ввиду, но не мог не включить дурачка. Простите

        Нравится 2 людей

  2. Как-то так сложилось, что книгу прочитала еще давно, то ли в старших классах, то ли в студенчестве. Она вызывает во мне теплые чувства до сих пор, а вот экранизация ни одна не зашла. Хотя пыталась смотреть обе)

    Нравится 1 человек

      1. Режиссерская работа фильма 1978 очень неплоха, но мне закралось такое чувство, что фильм был подарком Вие Артмане на 50-летие, уж как то там все странно было. И то чувство, как мама рассказывала, за что она не любила провинциальную оперетту: «придешь в театр, тебе 16 лет, чувства пылают, а там Джульетту играет тетенька, которая, как минимум, Джульетте в мамы годится»

        Нравится 2 людей

  3. Замечательные воспоминания! Как здорово что вы это произведение описали. Для меня книга и фильм — это разные произведения. Но каждое из них по своему талантливо. Фильм ясмотрела и могу еще смотреть много раз — он снят гениально несмотря на несоответствие всем деталям книги. Почему он так волновал в подростковом возрасте не хочется анализировать, но для меня это отдельный пласт жизни. Прикоснулась еще раз, спасибо.

    Нравится 3 людей

      1. И, вообще, в моем понимании фильм (спектакль) не должен впрямую копировать книгу,так как это отдельное произведение в другом виде искусства, и интересен именно новый взгляд режиссера на это произведение.

        Нравится 1 человек

      2. Да, так и есть. Да это и невозможно. Мы тут с вами сами замечаем, что чтобы тут мы не вкладывали в свои тексты, все равно каждый читатель видит по своему, через призму собственного восприятия. И то, что мы считаем недостатком в фильме, заставляет нас еще и еще возвращаться к книге, любить книгу, а значит и чувствовать сильнее?

        Нравится

    1. Здорово, сколько нас любителей Моэма собралось!
      Я то только что книгу прочитала, так что для меня было по нарастающей:)
      Посмотрела, к слову, новый фильм вчера Being Julia 2004 года. Скомканный сценарий, некоторые переделки книги просто не в кассу. Но зато Джулия!!! Именно такая она и должна быть в моем понимании. Смеющаяся, быстрая, дерзкая.
      К чести авторов фильма, интерьеры/костюмы тоже были очень в тему.
      К слову, не понимаю, почему в фильме 1978 года не смогли воссоздать интерьеров 1937 года — это же было на тот момент всего 40 лет назад, сама Вия должна была помнить, как было:)))

      Нравится

  4. Книгу читала в юности. Правду говорите, что возраст играет большую роль. На меня она тогда произвела впечатление и наверняка сыграла свою роль в понимании жизни что ли, но больше осталось в памяти то, что жизнь это театр и мы в ней играем роли, и все время разные. Я тоже не понимаю как мужчина может писать о чувствах женщины, когда мы знаем что женщины с Венеры, а мужчины с Марса. То же думала, когда читала книгу Щегол, Донны Тартр. Она описывает чувства и мысли подростков, как будто сама подросток. Но, скорее всего, творческие люди устроены не так как остальные. Ну а то, что любовь делает женщину моложе — теперь это доказано научно. За счет выделения гормонов, нейромедиаторов и другого, происходит обновление клеток — то есть в прямом смысле омоложение.Из этого можно сделать вывод — хочешь стать моложе — влюбись, сколько бы тебе лет не было( хаха) И здорово, что сфотографировались с самим актером!

    Нравится 3 людей

    1. Спасибо, вот интересно, как к каждому пришёл Моэм и никого не оставил равнодушным. Кто то с книги начал, кто то с фильма:)
      А наука не зря работает — пойдём влюбляться и хорошеть;)

      Нравится 1 человек

  5. Меня очень впечатлила сцена, когда Джулия рыдает, а сама исподтишка наблюдает ща Томом. Сама себя на подобном ловила. И да, ещё тогда поражалась тому, как Моэм хорошо разбирается в женщинах 🤣

    Нравится 2 людей

    1. Вот, последнее… я уже начинаю думать, что то, что он был би, давало ему больше понимания, чем обычному мужчине…
      Спасибо за отзыв и подписку! 🤗

      Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s